Как зарегистрировать ИП через МФЦ

Как зарегистрировать ИП через МФЦ

Чтобы открыть бизнес в России, надо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Регистрацией ИП и ООО занимается Федеральная налоговая служба, поэтому заявители обычно обращаются в региональную ИФНС. Причем это должна быть не просто налоговая инспекция, а так называемый регистрирующий орган, которых не так уж много.

Чаще всего на целую область или мегаполис приходится одна-две инспекции, наделенных регистрирующими полномочиями. Например, 46-ая ИФНС в Москве, 15-ая в Санкт-Петербурге, 12-ая по Воронежской области. Контакты таких инспекций можно найти через сервис сайта ФНС.

Регистрация ИП в МФЦ, определение реквизитов ИФНС

Работают регистрирующие налоговые органы по своему графику, с перерывом на обед и сокращенным рабочим временем в пятницу. А учитывая, что обращаются сюда заявители со всего субъекта РФ, можно предположить, что попасть на прием к инспектору не так-то просто.

Конечно, необязательно подавать документы лично, их можно направить почтой или через представителя. Однако в этом случае придется потратиться на услуги нотариуса, который должен заверить заявление, копию паспорта и доверенность.

Если у будущего предпринимателя есть усиленная квалифицированная подпись, то документы он может направить в электронном виде, не посещая ИФНС. Но есть еще один вариант — регистрация ИП через МФЦ.

Бесплатная регистрация ИП онлайн

Полномочия МФЦ для регистрации бизнеса

МФЦ или многофункциональные центры в последнее время получили большую популярность. Их также называют службой одного окна, потому что через них можно обратиться за получением разных государственных услуг.

Центры являются официальными посредниками между гражданами и ведомствами. Здесь оформляют сделки с недвижимостью, записи актов гражданского состояния, внутренние и загранпаспорта. При этом сами центры никаких государственных услуг не оказывают, а только принимают документы и, в большинстве случаев, передают полученный результат услуги.

Каждый МФЦ заключает договоры с определенными госорганами, и от этого зависит, можно ли зарегистрировать ИП через центр. Если выбранный вами МФЦ не подписал договор с Федеральной налоговой службой, то обращаться в него нет смысла. То есть надо заранее узнать, есть ли в конкретном центре такая услуга.

В каждом субъекте РФ есть своя сеть многофункциональных центров. Чтобы найти их контакты, введите в поисковой строке запрос «МФЦ …». Вместо многоточия вставьте название вашего региона, например, «МФЦ Саратовской области». Из результатов поиска надо перейти на единый региональный портал, где есть адреса и перечень услуг по каждому центру.

Почему при поиске нужных контактов важно указать регион, где вы прописаны? Потому что регистрация ИП через МФЦ возможна только по прописке будущего предпринимателя. Если вы, к примеру, прописаны в Калуге, а фактически живете в Санкт-Петербурге, то питерский центр не примет у вас документы.

Преимущества регистрации ИП в МФЦ

Какие же плюсы есть при обращении в многофункциональные центры для регистрации бизнеса? Перечислим основные из них.

  • Во-первых, центров, принимающих документы от будущих ИП, в каждом субъекте РФ больше, чем регистрирующих налоговых инспекций. Так, в Санкт-Петербурге работают восемь МФЦ для бизнеса, а регистрирующая ИФНС, напомним, всего одна.
  • Во-вторых, многие многофункциональные центры работают по более удобному графику, некоторые даже по субботам.
  • В-третьих, если МФЦ взаимодействует с Федеральной налоговой службой по каналу электронного документооборота, то пошлина за регистрацию ИП не взимается. И если заявитель лично подаст документы в центр, ему не надо платить за нотариальное заверение документов. В итоге, расходов на госрегистрацию не будет вовсе.
  • В-четвертых, в МФЦ можно получить дополнительные услуги для бизнеса. Например, бухгалтерское и юридическое сопровождение, изготовление печати, открытие расчетного счета, информационную поддержку.

Как регистрируют бизнес через МФЦ

Переходим к конкретике, расскажем пошагово, как открыть ИП через МФЦ. Эта процедура ничем не отличается от подачи документов напрямую в ИФНС, ведь порядок регистрации ИП установлен законом N 129-ФЗ от 08.08.2001.

Шаг 1. Выберите МФЦ, принимающий документы для регистрации индивидуальных предпринимателей.

В первую очередь, надо найти контакты центра, который оказывает подобные услуги. Это можно сделать через поиск в интернете или позвонив на горячую линию МФЦ своего региона. Узнайте график работы и запишитесь на прием в удобное вам время. Уточните сразу, надо ли платить госпошлину при подаче документов в выбранный центр.

Шаг 2. Выберите коды ОКВЭД для вашего бизнеса.

Основной документ, который подают при регистрации ИП, называется форма Р21001. В этом заявлении, среди прочих данных, указывают особые коды, которые характеризуют направления экономической деятельности.

Коды выбирают из специального Классификатора, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. (другое название ОКВЭД-2 или ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)). Его легко найти в интернете в свободном доступе.

Выбирать из ОКВЭД надо только коды, которые имеют 4 и более знаков. Например, для организации грузоперевозок подходят коды 49.41 (Деятельность автомобильного грузового транспорта) и 49.42 (Предоставление услуг по перевозкам).

Бесплатный подбор кодов ОКВЭД

Сколько кодов можно выбрать? Теоретически их количество ничем не ограничено, однако нет никакого смысла указывать в заявлении сотни кодов с расчетом на будущее. Выберите только те направления бизнеса, которыми вы реально планируете заниматься в ближайшее время. Если позже вы решите изменить вид деятельности, надо будет только сообщить об этом в ИФНС, подав заявление Р24001.

Шаг 3. Заполните заявление на регистрацию ИП.

Заявление о регистрации ИП оформляется на специальном бланке – форме Р21001, утвержденной Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@. Приказ установил жесткие требования к заполнению заявления – тип и размер шрифта, цвет чернил, сокращение элементов адреса и др. Важно соблюсти все эти правила, иначе будет вынесен отказ в регистрации предпринимателя.

Мы рекомендуем заполнять форму Р21001 в специализированном бесплатном сервисе, которым воспользовались уже десятки тысяч пользователей. В этом случае вам не придется самому разбираться в требованиях Приказа. Просто введите в нужные поля запрашиваемые данные и скачайте уже заполненное заявление.

Создать документы для регистрации ИП

Шаг 4. Заплатите пошлину, если она необходима.

В некоторых случаях зарегистрировать ИП через МФЦ можно только с уплатой пошлины. Этот вопрос вы должны были выяснить еще на первом шаге. Если окажется, что пошлину все-же надо платить, подготовьте и оплатите квитанцию на 800 рублей.

Важно провести оплату на реквизиты выбранного вами центра, а не на регистрирующую инспекцию. Образец квитанции можно запросить в МФЦ, но проще воспользоваться бесплатным сервисом на сайте ФНС.

Регистрация ИП в МФЦ, уплата госпошлины

Шаг 5. Подайте документы на регистрацию ИП.

Чтобы открыть ИП в МФЦ, надо подать следующие документы:

  • заполненное заявление Р21001 (подписывать его можно только в присутствии сотрудника центра или нотариуса);
  • копию внутреннего паспорта (оригинал надо иметь при себе);
  • квитанцию об уплате госпошлины, если она взимается при обращении в конкретный центр.

Если документы подает не сам заявитель, а его доверенное лицо, то заявление и копию паспорта надо заранее заверить у нотариуса. У него же оформляют доверенность на представителя.

Иностранные граждане и апатриды должны подать нотариальный перевод своего паспорта или удостоверения личности. Кроме того, им надо иметь копию документа, позволяющего пребывать на территории РФ (РВП или ВНЖ).

Шаг 6. Получите документы о регистрации индивидуального предпринимателя.

Законом установлен короткий срок на принятие решения о регистрации ИП – всего три рабочих дня. На четвертый рабочий день заявитель должен получить ответ от ИФНС. Если документы оформлены верно, то на электронный ящик будет направлен лист записи ЕГРИП, подтверждающий регистрацию предпринимателя.

Но такие сроки возможны, если МФЦ взаимодействует с ИФНС по каналу электронного документооборота. Если же документы направляются в бумажном виде, то срок ответа может достигать 7-10 рабочих дней.

Иногда налоговый орган выносит решение об отказе. Обычно причиной этого являются ошибки в документах, поэтому их можно исправить и обратиться в центр заново. Но иногда причина отказа не в ошибках, а в самом заявителе. Например, это госслужащий, которому по закону запрещено заниматься бизнесом. Или человек уже был ИП, но заявил процедуру банкротства, и еще не прошел срок, в течение которого он лишен права вести предпринимательскую деятельность.

Что еще надо сделать после регистрации ИП

Сразу после регистрации стоит сообщить в ИФНС, где вас поставили на учет, о выборе льготной системы налогообложения. Для перехода установлены достаточно жесткие сроки:

  • 30 дней после регистрации для УСН или ЕСХН;
  • 10 рабочих дней до начала действия патента ИП (ПСН);
  • 5 дней после начала деятельности на ЕНВД.

ИП, который вовремя не сообщил о переходе на льготный режим, будет работать на общей системе налогообложения (ОСНО) с высокими ставками и сложной отчетностью. В некоторых ситуациях, например, для получения вычета при покупке жилья, такой выбор может быть обоснованным.

Если вы сомневаетесь в выборе наиболее выгодного варианта налогообложения, советуем обратиться на бесплатную консультацию.

Бесплатная консультация по налогообложению

Подпишитесь на обновления,
укажите ваш email:



Оставить первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*